Аддикции - что это такое? |
26.12.2019 14:22 |
«Мудрое потребление гораздо труднее мудрого производства.» Джон Рескин.19 век Все чаще в наших средствах массовой информации
встречаются термины: аддиктивные товары, блага, поведение. Что же это такое? В психологии, социологии, наркологии, употребляется
термин аддиктивное поведение. Аддиктивность — способность вызывать и развивать
зависимость; повышенный риск физиологических нарушений; но возможность исключения
из потребления без последствий для организма; изменение психоэмоционального
фона принятия решений, формирование мотивации к уходу от реальности. Очевидно, что любой товар в той или иной степени
обладает аддиктивностью. Соответственно, аддикт – человек, пристрастный к
определенным веществам, употребление которых вызывает удовлетворение как в
физическом плане, так и в эмоциональном. Им претит традиционная жизнь с ее
устоями, размеренностью и прогнозируемостью. Не умея достигать гармонии с миром естественным
образом, люди прибегают к психотропным средствам – аддиктивным товарам
(табачные изделия, алкоголь, энергетические напитки, наркотики, психотропные
лекарственные средства), которые способны приводить человека в состояние
эйфории и пребывания как бы вне времени и пространства. Они не требуют больших
усилий от человека, возникают спонтанно. Потребность в аддиктивных товарах
прямо не входит в число естественных жизненных потребностей, как, например,
необходимость в кислороде или пище, без которых человек существовать не может.
Однако, сформировавшаяся привычка, например, к алкоголю, оказывает влияние и на последующие поколения, порождая предрасположенность
к нему.
Аддикции могут быть приемлемыми и не приемлемыми,
опасными и неопасными. Например, социально приемлемыми аддикциями считаются
спортивная аддикция, аддикция личных отношений, религиозная аддикция.
Интернет-зависимость, зависимость от мобильных телефонов и других гаджетов уже
приобретает характер социально неприемлемой и опасной для здоровья детей и
подростков. Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь,
другие виды активности. Она поглощает время, силу, энергию и эмоции до такой
степени, что аддикт оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни,
включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с
людьми, увлекаться, отдыхать, развивать другие стороны личности, проявлять симпатии,
сочувствия, эмоциональную поддержку даже наиболее близким людям. Группа аддиктивных товаров пополнилась цифровыми
средствами – компьютеры, телефоны, планшеты, кансоли — позволяющими время,
предназначенное для физически активного отдыха, использовать на абсолютно
противоположное. Рекламная индустрия цифрового маркетинга алкоголя,
табака и нездоровых пищевых продуктов пытается и, очень даже успешно, сделать
детей и подростков мишенью своих маркетинговых приемов, воздействуя на них
через социальные сети и трудно поддающиеся контролю мобильные устройства. А
дети все больше времени проводят в интернете и социальных сетях. ВОЗ призывает
правительства всех стран в кратчайшие сроки создать и начать применять
инструменты для мониторинга цифрового воздействия.
Что же происходит с мозгом
ребенка и подростка, злоупотребляющих гаджетами?
Происходит перевозбуждение подкорковых структур
головного мозга, следствием чего является нарушение баланса в деятельности
вегетативной нервной системы, в частности, превалирование симпатической нервной
системы над парасимпатической, обеспечивающей ночной отдых организма. Именно на
этом этапе начинается формирование вегетативных дисфункций: так называемый
синдром гиперактивности и дефицита внимания, вегето-сосудистая дистония с ее
многочисленными и разнообразными клиническими проявлениями. Вовлечение в
патологический процесс эпифиза , отвечающего за выработку гормона сна –
мелатонина, влечет нарушение сна. Именно ночью, а особенно интенсивно в период
«золотых часов сна», происходит переработка мозгом полученной накануне днем информации.
Максимум его эффективной выработки приходится на 22-00 – 01-00. Эти дети засиживаются
далеко за полночь – отсюда и возникает дефицит сна, его неполноценность. Нельзя
не принимать во внимание и вовлечение психической сферы. Там еще более
серьезные изменения. Во всей совокупности — и позитивных, и негативных потребностей человека,
их влияния на человека и общество, доминирующую роль все же играет рост «качества»
потребностей, их влияние на позитивное развитие личности, на общественно
полезное поведение человека. В данном аспекте все более возрастающую роль играют
взрослые члены семьи, школа, которые обязаны направить развивающийся интеллект,
потребности ребенка в разумное русло охраны его здоровья. ВОЗ и ЮНЕСКО начинают
новую инициативу «Сделаем каждую школу – здоровой школой» путем разработки и продвижения
Глобальных стандартов для здоровых школ. Предполагается, что эта инициатива
охватит более 2,3 млрд. детей школьного возраста в мире и будет способствовать
реализации Тринадцатой Общей программы ВОЗ, целью которой является сделать 1
млрд. жизней более здоровыми к 2023 году.
В современном мире расход энергии за счет
физической активности сведен к минимуму, а в повседневной жизни подростков
превалирует сидячий образ жизни, в котором молодые люди проводят около 60%
времени бодрствования. Таким образом, очевидно, что малоподвижные формы
поведения (помимо сна) приобретают среди детей и подростков наибольшую
распространенность. А с началом полового созревания, в период с 11 до 13 лет,
наблюдается наиболее резкий переход к малоподвижному образу жизни. Научные
данные демонстрируют, что недостаток физической активности является ведущим
фактором риска нарушений здоровья, выходя далеко за рамки вопросов, связанных с
контролем веса, и влияя как на физическое, так и на психическое благополучие.
За последние несколько лет стимулирование физической активности все в большей
степени признается в Европе в качестве приоритета общественного
здравоохранения, и поэтому многие разрабатывают стратегии и вмешательства в
этой области. Для поддержки усилий государств-членов Европейское региональное
бюро ВОЗ разработало рекомендации по повышению привлекательности физической
активности для молодежи. Они должны стать ресурсом для лиц, пропагандирующих
важность физической активности, упор в них делается на поддерживающую городскую
среду и условия, где дети и молодые люди живут, учатся и играют.
По материалам ГБУЗ «Волгоградский областной центр медицинской профилактики» |