Памятка для родителей РАС |
30.01.2017 12:55 |
Памятка для родителей по коррекции аутизма у детей
Косвенные симптомы аутизма у малышей Прежде чем
перечислять симптомы аутизма у детей (а это значит – прежде, чем вы схватитесь
за голову в сомнениях – не аутист ли ваш собственный ребенок), следует
предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их
поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка.
Однако, во-первых – они могут носить временный характер (и тогда их нельзя
рассматривать как симптомы), а во-вторых – они могут быть просто отличительной
чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным
и «похожим» на других. Другими
словами – некоторые или даже все скопом признаки аутизма, которые вы найдете в
следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. Однако, если вы
заключите, что вашему малышу свойственны большинство из приведенных
поведенческих симптомов – его необходимо показать квалифицированным
специалистам. Косвенные признаки аутизма: 1.Социальные: ü Малыш
предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых; ü Малыш
избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как
шевелятся губы или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза); ü Обычно
дети-аутисты не выносят прикосновений к себе; ü Ребенок
«неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных
людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо
наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания; ü Малыш
не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как
«обезьянка»); ü Ребенок
непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители; ü В
качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы
мебели. 2.Трудности коммуникации: ü Ребенок
демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит), либо регресс
речевых навыков (говорит все меньше и меньше); ü Малыш
не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5-3 лет у детей
наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек»,
однако у большинства ребятишек-аутистов такого периода не наступает никогда); ü Ребенок
редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ; ü Ребенок
не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом); ü Малышу
явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие
коллективные игры его не интересуют; ü Нередко
в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что
только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия); ü Кроме
того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице. 3.Монотонность (стереотипность) поведения: ü Малыш
безостановочно повторяет одни и те же простые движения; ü Ребенок
либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к
новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой
одежды, новой посуды может его пугать и нервировать); ü Также
малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей; ü Как
правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня; ü Малыш
крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или
блюд и отказывается от чего-то нового); Есть ряд основных рекомендаций для
родителей по коррекции аутизма у детей. ü Прививание
ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом
повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился
чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок. ü У
ребенка с аутизмом должен быть строгий распорядок дня, который родители не
должны нарушать. ü Запрещена
резкая смена обстановки и привычек ребенка. ü Нужно
как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени. ü Устанавливать
контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым
обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка. ü При
раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать
на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить с ним, говорить ласковые
слова. ü Возможно
общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое
взаимодействие затруднено. ü Нельзя
позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями,
играми, позволяя ему побыть в уединении. ü Регулярно
делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его
физическое развитие. ü Не
подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий. Родители должны проявлять
терпение и последовательность в обучении и воспитании ребенка с аутизмом,
создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует
заботиться и о своем психическом благополучии, делая перерывы на отдых, посещая
психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в
адаптации ребенка с аутизмом не только дома, но и на улице, в детском саду, в
школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться,
родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами,
игры со сверстниками и так далее. |